Дарья Петровна Рябова

Свершилось!

ДЛШ с "Русским счастьем" в Череповце

Свершилось! Устав от тришкиного кафтана КВНа, "Дети лейтенанта Шмидта" поставили самый что ни на есть настоящий спектакль под названием "День хомячка, или Русское счастье". Описывать это...пожалуй, бессмысленно. Цитировать...пожалуй, ни к чему. Рассказывать сюжет...пожалуй, бесполезно. Обычно какое-то представление о спектакле могут дать вещи, "играющие" в нём. Так вот, здесь в качестве реквизита фигурируют маска для подводного плавания, чемодан долларов (с портретом капитана команды), орден Героя России, 5 кило моркови, пистолеты и подсвечник. Вам что-нибудь понятно? Одно сказать можно совершенно определённо: смешно было так, что скулы болели даже у билетёров и устроителей концерта.

Геометрия успеха и любви. Вы можете любить или не любить какую угодно КВНовскую команду. Практически любую. Вы можете предпочитать какие угодно шутки, какой бы то ни было тематики и уровня не/приличности. Но Вы не сможете не признавать первенство одной – одной команды. Никто не сможет. "Дети лейтенанта Шмидта". Томск–Барнаул–Омск. Появившись в высшей лиге сравнительно недавно, немедленно произвели фурор. Чемпионы-98, суперчемпионы-99 (с блеском, ни за один конкурс не получив и на десятую балла меньше высшей оценки!), обладатели 2(за 5 лет проведения музыкальных фестивалей!) "Кивинов в золотом" в Юрмале (все тот же 1998 и 2000), обладатели Кубка президента Украины (2000)… Это об успехе. Но не о слепом везении. Никто не работает как они, никто не относится к себе строже и к зрителям - с бОльшим уважением. Что же касается любви… Вы можете любить какую угодно команду и как угодно сильно. Но вы не сможете не любить "ДЛШ". Никто не сможет. Они "цепляют" сразу. Запоминаются. Интригуют. И только потом, когда все устанут от ваших цитирований, на 2-й, на 3-й…10-й раз вы их полюбите. Верно. Преданно. Очччень надолго - на все время их существования. Это наркотик. Это въедается в ваш мозг, и ничем уже не вытравить. Эта любовь окрашивает ваш мир в радугу шарфов, линует его на клетки-полоски. Она п рорастает в реальность, и выкорчевывать бесполезно (Вы грядки пололи когда-нибудь? Осот помните? Во-о-от…). Окружающие перестают "понимать ваш язык" (те из них, кто не "в курсе"). Они смотрят на вас, как на сумасшедшего, и они правы. "Это клиника, дедушка". Это клиника - для окружающих. "Несчастные", – думаете вы. Позвольте с вами согласиться. А вы? И счастливы, и несчастны. Мучимы жаждой - но моменты утоления ее прекрасны. Не можете "без", но как чудесно "с". Познание?.. Вы понимаете, что разгадка чуда успеха и любви – за пределами КВНа. Они сами – за пределами, точнее, многомернее этой игры. Но даже проекция - прекрасна и желанна.

НУ ПОЧЕМУ? (томский феномен: попытка осмысления) Мне обещали классику…– Элементарно! ("Золотая" Юрмала-98) Это классика, внучок… (Четвертьфинал-98) Ну почему, почему мы их так любим, этих томичей? Ответ "потому" исчерпывающ и ёмок – но слишком лаконичен. Хотя если просить о единственном ответе, он будет только таким. Потому что таких шуток ни у кого нет. Вполне можно говорить о "сибирском стиле" – но это тема отдельная. Потому что в команде нет "мебели" и неизбежных девичьих подтанцовок реквизитного свойства. Вообще условность декора, не препятствующая зрелищности и возведённая ими в принцип и "фишку". А эти знаменитые шарфики, чем они только не были: от дубинки, микрофона и телеэкрана до чалмы и телетайпной ленты! Если краткость таланту и сестра, то гению – родная мама. К той же теме лаконичности: каждый умеет делать всё – и играет, и поёт, и танцует. Слаженность – и потому отсутствие слажанности. И сколь бы убедительно они ни пели про "дуракаваляние в российском подсознании", сами они дурака если и валяют, то всерьёз. Потому что это не просто участники некоей команды КВН. Они, если хотите, носители определённых образов. И образы эти воспроизводятся игра за игрой. Томичи творят альтернативную реальность, в которой живут и взаимодействуют их маски: немного напыщенный Слава, мелкий пакостник Гриня, вальяжный Дима, красавчик Виталя, нескладный "колдун Димка" и прочие, и прочие… Это – характеристики именно масок, а не актеров. Причём маски вполне узнаваемы. А главное – они не только демонстрируются и воспроизводятся, они – взаимодействуют! Образуют параллельную реальность. Во многом эту самую реальность создают томские тексты. Даже не шутки, а именно тексты! Редко кому ещё из команд это свойственно - да и мало кому под силу. Так вот, здесь возможен, например, следующий диалог (исполняют Слава и Гриня):
— Гений ты, Моцарт, и шутки у тебя гениальные!
— Это я ещё не старался…
— Даже и не вздумай!
— Вы ещё отца моего не знали, вот шутник был…

Вообще-то это кусочки трёх разных игр. Ловкость рук и никакого мошенничества. А обязательная сюжетность любого номера и логичность сценического действия? Кстати о Моцарте. Потому что кто ещё в КВНе смешно шутит о Фрейде, Фаусте с Мефистофелем и Онегине с Ленским, непринужденно цитирует Булгакова, впрямую и не очень? Да никто кроме. А эти англо-немецкие изыски, от "сын пляжа" до "дас пельмендер"? А пословицы? А обживание культовых фильмов? Так же потом обживают их собственные шутки. Потому что томичи не боятся говорить о вечном и всерьёз, как бы это ни казалось парадоксально для КВНа. Уже классический бард Никита Лабуда. "Главная тема концерта - дружба народов СНГ…с русскими. И чтобы дружили они не от большого ужаса, а от большой любви". Кто ещё осмелился говорить о русофильстве и шовинизме — в КВНе?! То есть ещё и смешно. А о любви? "Три возраста влюблённого поэта" – просто шедевр, то есть "творение мастера". Обо всём этом и многом другом можно говорить взахлёб, ибо тема благодатная. Но может быть, просто поставить кассету?

© Vivern Дарья
Петровна
Рябова

назад

Hosted by uCoz